МБДОУ «Детский сад «Кэнчээри» с.Тумул МО «Намский улус» РС(Я)»

ПРОЕКТ «Детский сад «Кэнчээри» в пиринговой образовательной сети села Модут»

 Куратор проекта: Петрова Саргылана Ильинична, методист ОИИ МКУ «Управление образования МО «Намский улус» РС (Я), один из авторов проекта «Сетевое взаимодействие «NamUnity» как основа инновационного развития системы образования Намского улуса.

Анализ социокультурной ситуации:

В Модутском наслеге анализ социокультурной ситуации показывает следующее:

- в наслеге проживает 1007 человек, из них детей от 0 до 6 лет – 126, от 7 до 18 лет – 199 детей. Из числа трудоспособного населения на учете по безработице состоят 28 человек. Официально в Центре занятости населения зарегистрированы 42 человека. В селе много скрытой безработицы, характерен низкий уровень доходов населения, отсутствие интереса к культурному и образовательному росту, качественному воспитанию детей.

- Основной вид занятости населения – образование, культура и здравоохранение, животноводство, коневодство и растениеводство.

Образовательные учреждения:

- МБОУ «Модутская СОШ» - число работников школы – 52, число учащихся – 105. Школа имеет агротехнологическое направление. При школе функционирует сельскохозяйственный кооператив «Росток». Основной проблемой школы является отток учащихся в другие школы улуса, низкий уровень положительных результатов образовательного процесса, отсутствие интереса родителей и общественности к деятельности школы, отрицательный настрой жителей наслега к деятельности коллектива школы;

- МБДОУ «Детский сад «Кэнчээри». Детский сад посещают 65 воспитанников. Имеется 26 сотрудников. Функционируют 3 группы. Образовательный процесс проводится по программе «От рождения до школы» (авт.коллективВераксы Н.Е.). В селе строится новое здание детского сада. Из 91 родителя, только 20 имеют высшее образование, из 54 семей 17 неполные. 30 родителей не имеют места постоянной работы. 52 семьи имеют низкий уровень доходов. Основными проблемами детского сада являются – устаревшие здания детского сада, взаимодействие с социумом, родительской общественностью, поиск оптимальной образовательной программы.

- филиал Намской спортивной школы по вольной борьбе. Посещают филиал 20 воспитанников.

 

Учреждения здравоохранения:

- Модутская врачебная амбулатория.

- при амбулатории функционирует аптека, с 2016 года при амбулатории принимают анализы у населения.

Учреждения культуры и спорта:

- культурно-спортивный комплекс им.Е.Гоголева. В здании КСК располагается филиал «Почты России», администрация наслега. В Модутском наслеге проходят досрочные выборы Главы наслега. Население села также критически относится к деятельности руководства.

- дом культуры им.И.Охлопкова. Организация функционирует в старом здании, построенном в 50-х годах. Коллектив держится обособленно от других организаций села, жители негативно относятся к деятельности клуба. Мероприятия проводятся, но только ради «галочки» и на невысоком уровне. В здании дома культуры также размещена сельская библиотека. Постоянными читателями сельской библиотеки является. Замечено отсутствие читательского интереса и учащихся школы и молодежи.

- центр творчества «Ситим».

Учреждения сельского хозяйства:

- 3 кооператива;

- 12 крестьянско-фермерских хозяйств, занятых, в основном в сфере коневодства и скотоводства.

Для организации фермы ООО «Тунал» был ликвидирован МУП «Модут». ООО «Тунал» из-за халатности и неумелого менеджмента пришел к банкротству. В данное время в наслеге нет общего скота, лошадей.

Ветучасток;

Филиал ЖКХ;

Пожарная часть;

Магазины:

- «У Веры»;

- «Гранд»;

- «Ладушка».

Модутский наслег расположен в 20 км к северу от центра улуса с.Намцы. Покрытие трассы – гравий. Ежедневно ходит рейсовый автобус.

Модутский наслег граничит с Бетюнским и Хатырыкским наслегами. 

Удобное месторасположение, богатая природа, растительность привлекают людей во время охотничьего сезона, сбора ягод. Местное население занимается скотоводством, коневодством, огородничеством.

В селе имеются проблемы с алкоголизацией населения, отрицательным отношением к деятельности организаций и вместе с тем нежеланием что-то сделать ради положительных перемен. Усилия единичных активистов, энтузиастов малоэффективны, так как опять же нет согласования, общности.

Из 120 детей дошкольного возраста детским  садом охвачена только половина. Другая половина воспитывается в семье. Огромную роль в воспитании ребенка оказывает его социальное окружение. В случае сельского социума, образовательными факторами служат все субъекты села, начиная от родителей, заканчивая случайным прохожим. Многочисленная родня, соседи, друзья семьи, уличное окружение, коллеги родителей – все они имеют причастность к воспитанию ребенка. Как доказано многими педагогами, именно в возрасте до 3 лет формируется личность ребенка. А наш детский сад, в настоящее время  имеет возможность принимать детей только с 3 лет. Самые первые и самые прочные социальные установки ребенок получает в возрасте от 0 до 3 лет. Поэтому важнейшую роль мы отводим именно окружению ребенка.

Проведенное наблюдение показывает непонимание населением его прямой причастности к образованию личности.

Проблематика проекта:

Обдумывание и анализ проблемы привели к тому, что наблюдается общая разрозненность граждан Модутского наслега, замкнутость каждого социального института и каждой организации в своем пространстве.  Данное положение определило необходимость разработки данного проекта.

Как влияет данная проблема на результативность деятельности детского сада?

- Несмотря на получаемое в детском саду образование, конечное влияние на ребенка оказывает его социальное окружение, а в условиях села – все село. Согласованность в действиях, усилиях всего общества могут решить не только образовательные, но и многие другие проблемы села.

Термин «пиринговая сеть» - технический термин, в переводе с английского языка обозначает «соседство» («peering»). В пиринговой сети все участники равноправны, параллельны, обмен ресурсами идет на равных условиях. Что может более способствовать аккумуляции всех ресурсов – образовательных, материально-технических, человеческих, духовных – как не подобная сеть.

Если не мы, то кто?

- поставленные перед такими проблемами, педагоги детского сада не могут просто наблюдать за ними. Расширение образовательного пространства на все село, донесение до каждого жителя села его роли в воспитании личности – это основная мысль проекта.

Философские основания

Идея проекта берет свое начало от республиканского движения «Воспитание всем обществом». Мы считаем, что в условиях села к воспитанию ребенка причастны все жители, так как близость различных социальных связей между людьми очень высока. Организовав пиринговое взаимодействие, мы сможем привлечь к воспитанию ребенка, не только родственников ребенка, но и общественные и муниципальные организации села. Связующим документом взаимодействия будет являться договор. Через осознание непосредственной причастности к образовательному процессу и ее результатов должно измениться все социокультурное пространство. Также, мы учитываем ведущую роль этнопедагогики в осуществлении проекта.

• Основной целью является объединение организаций в пиринговую сеть в селе Модут для достижения миссии детского сада «Кэнчээри»;

Задачи:

1. Изучение путей взаимодействия субъектов сельского сообщества с ДОУ через наблюдение, опросы;

2. Разработка инновационной структуры управления пиринговой сетью;

3. Реализация межсетевого взаимодействия элементов сети путем договоров;

4. Педагогическое просвещение всего населения села Модут через всеобуч, деловые игры, семинары, социальные сети, деятельность консультативного пункта;

5. Создание условий для здорового роста и развития детей в семьях через конкурсы, взаимодействие с семьями.

6. Создание единой программы-плана взаимодействия участников пиринговой сети;

Психологическая концепция

По результатам исследования социологов взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Г. Блумер рассуждает следующим образом: "Взаимодействуя друг с другом, человеческие индивиды вынуждены считаться с поступками или намерениями других людей ... Таким образом активность других оказывает позитивное воздействие на наше собственное поведение; под влиянием поступков других кто-то может отказаться от своего намерения или замысла, пересмотреть его, отложить или ускорить его осуществление, а также изменить первоначальные планы. Действия других определяют планы людей - могут препятствовать или способствовать их реализации, влиять на их изменение. Люди вынуждены как-то приспосабливать свои поступки к действиям другого".

Большую популярность в современной науке приобрела теория взаимодействия как обмена Д. Хоуманса. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Второе направление в исследованиях эффективности межличностного взаимодействия образуют теории социальной взаимозависимости в группах. Основываясь на идеях К. Коффки и К. Левина о том, что группы представляют собой динамические образования, характеризующиеся взаимозависимостью их членов, М. Дойч разработал в 40-е годы социально-психологическую теорию сотрудничества и соперничества. Сущность данной теории сводится к тому, что эффективность межличностного взаимодействия определяется характером социальной взаимозависимости его участников: позитивная взаимозависимость (кооперация) определяет поддерживающее взаимодействие между членами группы (они подбадривают друг друга, стремятся облегчить усилия друг друга); негативная взаимозависимость (соперничество, конкуренция) обычно ведет к враждебному взаимодействию (индивиды препятствуют друг другу в достижении целей, отбивают у других членов группы стремление к достижениям); в ситуациях отсутствия взаимозависимости (индивидуальное поведение) взаимодействия между индивидами не происходит, они работают независимо друг от друга без какого-либо продуктивного обмена.

Важную информацию об условиях продуктивного межличностного взаимодействия дают современные исследования межличностных отношений в малой группе (Д. Анза, Р. Бейлз, А. Занде, Д. Картрайт, Б. Коллинз, Ж. Мартэн, Э. Мейо, Т. Ньюком, Л. Фестингер, М. Шоу и др.). Так, помимо особенностей взаимозависимости членов группы, продуктивность их взаимодействия определяется особенностями восприятия участниками группы отдельных партнеров и группы в целом, уровнем удовлетворенности групповой деятельностью, наличием общих групповых целей, организационной (структурной) характеристикой группы, групповой атмосферой, продолжительностью существования группы, принятыми в ней нормами, мотивацией к совместной деятельности и др.

В отечественной науке идея продуктивного взаимодействия в группе связывается с феноменом групповой сплоченности (В.С. Агеев, А. И. Донцов, А.Г. Кирпичник, А.Г. Ковалев, Я.Л. Коломинский, Р.С. Немов, А.В. Петровский, П. А. Просецкий, В.В. Шпалинский, Ю.В. Янотовская и др.). Наиболее полно принципы исследования сплоченности отражены в "теории деятельностногоопосредования межличностных отношений в группе" (А.В. Петровский). В рамках данной концепции выделяются разные уровни межличностных отношений: непосредственные, эмоциональные отношения; "ценностно-ориентационное единство"; "коллективистическое самоопределение", выражающееся не только как сходство ценностных ориентаций, но и как воплощение этого сходства в ткань практических действий членов группы при выполнении ими совместной деятельности. В отечественной социальной психологии выделены также показатели единства членов взаимодействующей группы в психологической сфере. К ним относятся интеллектуальное единство - способность членов группы быстро и успешно находить общий язык, приходить к единому мнению, сообща решать проблемы; эмоциональное единство - общность переживания членов группы значимых ситуаций, эмоциональный отклик на настроение друг друга, взаимная эмоциональная поддержка; волевое единство (стрессоустойчивость) - способность членов группы в сложных стрессовых ситуациях мобилизоваться и успешно действовать как единый социальный организм (А. Лутошкин, Л.И. Уманский).

Третье направление, проливающее свет на механизмы продуктивного взаимодействия индивидов, составляют исследования умственного развития, основанные на теориях развития интеллекта Ж. Пиаже и Л. С. Выготского. В основе теории Ж. Пиаже и родственных ему теоретических концепций лежит идея о том, что в процессе социального взаимодействия между индивидами возникает познавательный конфликт, который ведет к когнитивному диссонансу и стимулирует умственное развитие, формирование способности видеть перспективу. Будучи вовлеченными в процессе взаимодействия в познавательные дискуссии, их участники получают возможность развития или изменения своей точки зрения.

Большие заслуги в изучении данной проблемы принадлежат Л. С. Выготскому и исследователям, работавшим в русле его идей. Л. С. Выготский прямо связывал процессы общения и обобщения, указывая, что развитие общения и обобщения идут рука об руку. Развивая мысль Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев в 30-х годах выдвинул гипотезу о том, что за общением лежит организуемая в этом процессе деятельность учащегося. Взаимосвязь общения и познания подчеркивалась С.Л. Рубинштейном при исследовании им вопроса связи речи как средства общения с мышлением. П.П. Блонский полагал, что речь и мышление, внешняя и внутренняя речь развились одновременно. Исходя из тезиса о единстве трех основных видов жизнедеятельности - труда, познания и общения, Б.Г. Ананьев неоднократно отмечал переплетение и диалектическую взаимосвязь коммуникативных и гностических компонентов в структуре человеческой деятельности. Изучение влияния общения на психические процессы, состояния и свойства участвующих в нем входило в сферу научных интересов В.Н. Мясищева. А.А. Бодалев отмечает: "Он [В.Н. Мясищев - А.Б.] ярко описал социально- психологические и дифференциально-психологические механизмы воздействия условий общения на активность, продуктивность и динамику перцептивных, интеллектуальных, мнемических, аттенционных и эмоциональных процессов человека".

Изучив психологические основы взаимодействия субъектов внутри социума, мы решили, что пиринговая сеть соответствует научным взглядам на социальные проблемы в обществе.

Детский сад «Кэнчээри» с.Тумул одна из наиболее сплоченных и активных организаций в селе, о чем свидетельствует получение награды «Лучшая организация села» в течение четырех лет подряд. Положительными сторонами организации являются:

- системность организации деятельности детского сада;

- сплоченный коллектив единомышленников;

- стремление к качеству деятельности, постоянное улучшение, рефлективный принцип работы;

- стремление улучшить пространство вокруг себя;

- активная гражданская позиция всех членов коллектива;

С прошлого учебного года, осознав проблемы стоящие перед нашим обществом и влияние этих проблем на качество образования детей села, коллектив начал свою деятельность по  педагогизации населения и семей. Несмотря на прилагаемые усилия, деятельность ощутимого результата не приносит. Так, при детском саду работает консультативно-методический центр, охватывающий просветительской и консультативной работой все население. Мероприятия, проводимые центром, имели очень низкую посещаемость в прошлом году, и только в этом году процент немного увеличился. Также, детский сад выпускает информационный бюллетень. 

Содержание образования

Для реализации проекта предлагается следующий механизм:

- заключение договоров о взаимодействии с учреждениями и общественными организациями села о совместной деятельности с целью расширения образовательного пространства детского сада и качественного ведения образовательного процесса, утверждение программ взаимодействия;

- работа по 9 направлениям единого плана взаимодействия:

1. Школа+детский сад= вместе к единой цели;

2. «Сардана» - образовательный консалтинг центр;

3. «Кырачаанталааннар»;

4. «Ледяная сказка»;

5. «Эрэкэ-дьэрэкэ»;

6. «Библиомания»;

7. «Спортленд»;

8. «Модут» - площадка счастливого детства;

9. «Тиинмэйиилэр».

- активизация деятельности родкомитетов;

- организация образовательного процесса на разработках педагогов ДОУ, путем перехода на другую образовательную программу, соответствующую инновационной деятельности ДОУ;

Региональный компонент представляет программа «Тосхол», а также компоненты этнопедагогики вводимые в воспитательную работу. Вся работа ведется по гибкому календарно-тематическому планированию. Технология педагогической деятельности по преимуществу проектная, исследовательская, здоровьесберегающая. 

Условия   проживания

инфраструктура детства

 

СДК, КСК,центр творчества «Ситим», библиотека

 

 

 


Школа, филиал спортшколы Детский сад «Кэнчээри»

 

 

 

Врачебная амбулатория                                       Бизнес-структура (ИП, КФХ)

 

 

,

Ветучасток                                                                           МПЧ, ЖКХ

 

 

Общественныеорганизации               Администрациясела

 

 

взаимодействие                                                    Ресурсы социума

 

 

В результате деятельности пиринговойсети ожидается положительное влияние перемен на образовательные результатыдетского сада.

Детский сад не только берет ресурсыу других объектов села, но и дает возможность воспользоваться другим ресурсамидетского сада; не только становится организатором, но дает возможность другимсубъектам самоактуализироваться, самореализоваться. То есть происходитвзаимовыгодный обмен не только материальными ресурсами, но и духовными,психологическими.

Детский сад:

- становится информационно открытойсредой;

- расширяет образовательноепространство на все пространство села;

- объединяет все элементы ради ивокруг ребенка – будущего нации;

Миссия (отлат. missio — отправление, посылка)

Миссия организации (менеджмент) —смысл существования организации. Миссия рассматривается как сформулированноеутверждение относительно того, для чего или по какой причине существуеторганизация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смыслсуществования организации, в котором проявляется отличие данной организации отей подобных.

Обычно определение миссииорганизации преследует решение следующих задач:

выявить область активных действийорганизации и отсечь пути развития, которые ведут в никуда;

определить основные принципыконкурентной борьбы;

выработать общую базу для разработкицелей организации;

выработать концепцию деятельности,вдохновляющую сотрудников организации.

Цели миссии — это видение того, чтоиз себя должна представлять организация или за что она должна бороться. В нихдолжны быть отражены интересы всех групп влияния или различных групп людей, такили иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс еефункционирования.

Миссиядетского сада – организовать взаимодействие элементов внутри пиринговой сетидля того, чтобы дать ход и поддержать позитивные перемены в социуме, внутрикоторого воспитывается ребенок.

Этапы реализации: 

Данный проект предполагается реализоватьв четыре этапа:

I этап –подготовительный: сентябрь - декабрь 2016 г.

Его цель - определение целей и формвзаимодействия с предполагаемыми элементами пиринговой сети. Задачи данногоэтапа:

* анализ элементов для определенияцелесообразности установления партнерства;

*установление контактов;

II этап –организационно – проектировочный: январь –август 2017 г.

определение направленийвзаимодействия,

*разработка программ сотрудничествас определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;
заключение договоров о совместной работе,

*составление плана совместнойработы,

*информирование родителей опроводимых мероприятиях;

III этап –практический: сентябрь 2017 г.– май 2019 г.

Его цель - реализация программсотрудничества с элементами пиринговой сети.

Задачи данного этапа:

*разработка социально-значимыхпроектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различнымнаправлениям деятельности детского сада;

*разработка методических материаловдля реализации данных проектов;

*разработка системы поощрения дляучастников сети

IV этап –аналитический: август-сентябрь 2019 года.

Его цель: подведение итоговсоциального партнерства.

Задачи данного этапа:

*проведение анализа проделаннойработы;

*определение эффективности,целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациямисоциума.

 Продолжительность проекта: 3 года.

Дорожная карта:

Задача 1. Изучение путей взаимодействия социальных субъектов сельского сообщества с ДОУ черезнаблюдение, опросы;

Мероприятие1. Анкетирование, опрос жителей наслега.

Мероприятие2. Пробные мини-проекты взаимодействия ДОУ с организациями.

Мероприятие3. Круглый стол с участием возможных участников пиринговой сети.

Задача 2. Разработка инновационной структуры управленияпиринговой сетью.

Мероприятие1. Разработка механизмов межсетевого стимулирования участников проекта

Мероприятие2. Разработка нормативно-правовой базы.

Задача 3. Разработка единой программы-плана взаимодействияДОУ с организациями села.

Мероприятие1. Работа комиссии по разработке плана

Мероприятие2. Создание маршрута положительных перемен в ДОУ.

Задача 4. Реализация межсетевого взаимодействия элементовсети путем договоров;

Мероприятие1. Создание банка ресурсов села для образования детей.

Мероприятие2. Создание единого информационного пространства.

Мероприятие3. Разработка единого плана действий для создания пространства, открытого длядетей.

Мероприятие4. Реализация совместных проектов по направлениям деятельности ДОУ.

Задача 5. Педагогическоепросвещение всего населения села.

Мероприятие1. Деятельность КМЦ «Сардана». 

Мероприятие2. Проведение мероприятий с участием всего населения.

Задача 6. Создание условийдля здорового роста и развития детей через конкурсы, тесное взаимодействие ссемьями.

Мероприятие1. Разработка совместной программы «Родитель-ДОУ-ребенок»

Мероприятие2. Проведение внутринаслежного конкурса «Двор моего детства»

Мероприятие3. Проведение внутринаслежного конкурса «Площадка счастливого детства» средитуелбэ села

Предполагаемыерезультаты:

деятельности пиринговой сети;

- зарождение новых проектов ведущихк активизации социальной, культурной жизни жителей села, что неизменноотразится на образовании сельских детей;

 - высокий процент участия родителей в жизнидетского сада;

- активизация учреждений села,участия жителей села в социально-культурных мероприятиях, образовательныхпроектах;

- снижение уровня правонарушений;

- повышение количества воспитанникови учащихся в детском саду и школе;

- высокое качество образования(результаты анкетирования);

- создание единого информационногообразовательного поля;

- ростпсихоэмоционального благополучия участников пирингового пространства. 

Критерииоценки предполагаемых результатов

- высокий процент удовлетворенностиучастников образовательного процесса;

- высокий процент удовлетворенностиучастников результатами проекта;

6 апреля 2017 в 04:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.