Деятельность ДОУ организована с учетом государственных законодательных и нормативных документов, методических рекомендаций, принятых на уровне федеральных, муниципальных органов власти и локальными нормативными актами, регулирующими организацию работы дошкольного учреждения. В ДОО функционируют 3 группы для детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности.
Образовательная программа МБДОУ охватывает возраст детей от 3 до 7 лет .
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, и включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Содержание психолого-педагогической работы изложено по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и ее содержание. Содержание психолого-педагогической работы изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Это позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть (региональный компонент). Программы , используемые в образовательных отношениях:
Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой), 2014г.
Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Программа включает описание образовательной работы в рамках обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Программы обеспечивает целостное развитие ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности. Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении образовательных задач.
Вариативная часть Программы строится с учетом региональных особенностей организации образовательного процесса и приоритетом в деятельности ДОУ.
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Цель реализации основной образовательной программы – разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Задачи Программы:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья, формирование навыков безопасности жизнедеятельности детей;
осуществление необходимой коррекции в речевом развитии, физическом и (или) психическом развитии ребенка;
обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей, с учетом их индивидуальных особенностей и способностей;
обеспечение социальной адаптации и интеграции ребенка в общество и успешного перехода на следующую образовательную ступень – начальную школу;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
создание условий для максимального привлечения родителей к участию в образовательной и досуговой деятельности;
удовлетворение дополнительных образовательных потребностей детей и родителей (законных представителей) и возможности выбора программ и технологий педагогами детского сада.
Основными принципиальными положениями общеобразовательной программы ДОУ являются принципы:
полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничества с семьей;
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учета этнокультурной ситуации развития детей.
Формирование Программы основано на следующих подходах:
1. Личностно-ориентированные подходы:
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.
целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,
развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельные подходы:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
Дополнительные образовательные программы:
«Тосхол»
РС(Я) под редакцией Л.П.Лепчиковой, М.Н.Харитоновой,
Цели и задачи базовой программы «Тосхол» направлены на всестороннее развитие ребенка с учетом их национальных особенностей, талантов и природных данных, развития личностных качеств, воспитание и развитие национальной самобытности, и применение их в повседневной жизни. В программе уделено большое внимание социальному, физическому, эстетическому, умственному развитию дошкольников. Воспитательно-образовательную деятельность рекомендуют проводить по трем формам: совместная деятельность ребенка со взрослым, специальное обучение и самостоятельная деятельность ребенка.
Комплексная программа физического воспитания для дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) «Кэнчээри».
Цель физического воспитания в детских дошкольных образовательных учреждениях – содействие гармоничному развитию личности, посредством укрепления физического, нравственного здоровья дошкольников и формирования основ здорового образа жизни. Программа состоит из 2-х основных частей: базовой и вариативной. Базовая часть программы содержит федеральный и национально-региональные компоненты. Вариативную часть программы входит региональный (дошкольный) компонент. В ней учитываются местные особенности климата, материально-техническая база дошкольного учреждения, специализация инструктора и индивидуальные особенности детей.